Риски растут

Риски растут
09 сентября 2014Зависимость российского рынка нержавеющей стали от иностранной продукции продолжает усиливаться. Импорт растет на фоне снижения объемов отечественного производства. В первом полугодии 2014 года, по сравнению с АППГ, доля импортной продукции в общем объеме потребления выросла с 64,5% до 68,0%, а в секторе плоского проката – с 77,4% до 88,0%.
Много это или мало? Для рынка олова – мало, его у нас просто нет, а для нержавеющей стали – недопустимо много.
Финансовые проблемы, устаревшее оборудование, ограниченность объемов и номенклатуры производимой продукции, ориентация на традиционных потребителей из атомного машиностроения и ОПК не позволяют отечественным производителям нержавеющей стали активно вмешаться в процесс импортозамещения.
Рынок априори отдан на откуп иностранной продукции, поставляемой металлоторгующими компаниями. Российские импортеры вынуждены играть по правилам внешнего рынка, размещая заказы и закупая продукцию по текущим ценам за твердую валюту. С учетом реализации заказов и транспортировки срок поставки товаров в среднем составляет 2-3 месяца. При этом, размещая заказы, каждая компания ориентируется на свои собственные планы, не учитывая, что они могут быть аналогичны планам других. В результате на рынке возникает дефицит или, что наиболее часто происходит, значительное превышение предложения конкретного товара над его реальным спросом. "Непокупаемая" продукция ложится на склад до лучших времен, а компания продолжает свое участие в гонке. Одна радость – нержавеющая сталь не портится.
Часто приходится слышать от трейдеров, что все находятся в одинаковых условиях, и больших проблем от изменения внешних условий ведения бизнеса у них не будет. Однако это не так. Снижение платежеспособного спроса, которое уже стало проявляться на внутреннем рынке, заставит металлоторгующие компании в ближайшей перспективе сдерживать отпускные цены в ущерб доходности. При этом "себестоимость" торговых операций у всех разная и зависит от многих факторов, включая цену закупки, условия оплаты, логистику, соотношения собственного и заемного капиталов, ставки по кредитам и постоянные затраты компании. В результате при текущих ценах одни компании будут чувствовать себя комфортно, а другие еле-еле сводить концы с концами.
В настоящее время продукцию из нержавеющей стали предлагают более 300 российских компаний. При этом к ведущим поставщикам можно отнести не более 50-ти. Условия ведения бизнеса у этих компаний значительно отличаются, впрочем, как и их устойчивость.
Наиболее успешные уделяют большое внимание планированию своего бизнеса, которое невозможно осуществить без постоянного мониторинга, сбора и обработки информации о внутреннем и внешнем рынках. Учитывая многообразие рисков, справиться с такой задачей самостоятельно становится все сложнее.